
Бывает, что к психологу обращаются с таким вопросом: «Как научиться (если это, конечно, возможно) не спешить с выводами?». При этом тот, кто обратился, свой вопрос, как правило, комментирует следующим образом: «Достаточно часто я действую по схеме «увидел(а) — оценил(а)», а потом выясняется, что я поспешил(а), и скоропалительные выводы мне «боком» выходят». Случается, что психолог в ответ на этот вопрос дает четкие рекомендации к действию, а бывает, что рассказанная им в тему занимательная история сама все ставит на свои места. По этому поводу байка недели.
Безусловно, эта история могла произойти где угодно, но в нашем случае она произошла именно на автостанции. Ранним августовским утром (часы показывали 6:30 утра) в ожидании своего автобуса, до прибытия которого оставалось еще полчаса, пассажиры развлекались, кто как мог: читали книги, разгадывали кроссворды, «сидели» в своих смартфонах… Была среди этих пассажиров одна учительница; из всего, что о ней следует знать в данном случае, так этот то, что лет ей было 45 и что в школе она работала уже более 10 лет. Она тоже в ожидании автобуса, скажем так, «развлекалась», и «развлечение» ее было таким: она внимательно наблюдала за кем-то и пыталась угадать, что из себя представляет тот или иной человек: где, например, работает или учится, какое у него хобби и т. д. Вот внимание учительницы привлекли мама («на вид 32 года, ухоженная, обеспеченная, раз может позволить себе дорогой маникюр и парфюм») и ее пятилетняя дочь. Видно было, что мама в ребенке души не чает (никто из сидевших в зале не знал и никогда не узнает, что эта женщина вместе со своим мужем год назад удочерила ребёнка своей родной сестры, погибшей в автокатастрофе). «Ребенок избалован, — комментировала мысленно свои наблюдения за мамой и дочерью учительница, — залюблен, а потому вертит матерью как хочет!».
Девочка действительно не сидела на одном месте и постоянно куда-то убегала, правда при этом она всегда оставалась в поле зрения мамы и возвращалась к ней достаточно быстро. Мать даже не успевала испугаться, поэтому традиционный испуг некоторых мамаш («ой, куда мой ребенок пропал?!!») — это не из данной истории. К тому же, никто из пассажиров на ребенка никакого внимания не обращал. И вот когда до прибытия автобуса осталось 10 минут, появился пожилой мужчина с большой корзиной, полной яблок. «Пенсионер, из числа тех, кто живет садом и огородом — сделала вывод учительница. — Собрал урожай яблок и везет их в соседний город, в надежде продать там подороже. Одет простенько, значит, деньжат лишних не имеется». Когда девочка оказалась рядом с дедушкой, тот подозвал ее и предложил ей взять себе из корзинки два яблока. «Внучкам своим, близняшкам-шестилеткам, везу гостинцы», — негромко, но так, что эти слова услышала учительница, сказал пенсионер.
Девочка взяла два яблока: в правую руку — красное, в левую — зеленое. Поблагодарив дедушку (прозвучало звонкое «спасибо!»), девочка подбежала к маме. «Милая моя принцесса, — улыбнулась мама своей дочери — дай мне, пожалуйста, одно из своих яблок». Девочка посмотрела на яблоко в правой руке, затем на маму, потом посмотрела на яблоко в левой руке и снова на маму. Это не ускользнуло от наблюдательной учительницы, которая тут же выдала свой вердикт: «Уууу, маленькая жадина!». Вдруг девочка надкусила одно яблоко, а затем тут же надкусила второе. Учительница увидела выражение лица матери: та натянуто улыбалась в попытке скрыть разочарование ребенком. Ей действительно стало обидно, что ее дочь, ее милая обожаемая принцесса, не поделилась с матерью. А девочка вдруг протянула одно из надкушенных яблок со словами: «Мамочка, возьми вот это яблоко — оно слаще!». Слезы навернулись на глаза матери, и неизвестно, что было бы дальше, если бы в этот момент не подошел автобус.
Уже сидя в салоне автобуса и наслаждаясь вкуснейшим яблоком, мама думала о том, что дочь преподала ей только что важный жизненный урок, суть которого такова: независимо от того, насколько ты взрослый и умудренный опытом и знаниями человек, никогда не стоит спешить с выводами и уж тем более не стоит судить других людей. «Мда… — рассуждала учительница. — Пожалуй, не надо спешить с выводами, всегда нужно давать человеку возможность объясниться, поскольку увиденное может быть обманчивым и не соответствовать истинным мотивам его действий».