Наш эксперт – доцент, кандидат педагогических наук Елабужского института КФУ Виктория Мартынова.
– Всем ясно, что здоровье человека является главным богатством, и о его сохранении нужно заботиться постоянно. Виктория Александровна, расскажите нам, что такое здоровьесберегающие технологии?
– По мнению авторов В.Д. Сонькина, Н.К. Смирнова, это педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и преумножение здоровья. Главная задача данных технологий – обеспечить высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья. Эти технологии подбираются на основе общего состояния организма человека, его анатомо-физиологических особенностей, хронических заболеваний, возрастных особенностей, индивидуальных особенностей занимающихся.
– Скажите, а почему вы выбрали для своего научного исследования именно эту тему?
– Изначально я занималась проблемой физического воспитания тубинфицированных детей дошкольного возраста. Актуальность темы ясна: согласно данным медицинской статистики в России на сегодняшний день нуждаются в комплексном оздоровлении около 25 млн. детей. Ослабленные и часто болеющие дети составляют от 20 до 75% от общего числа детей, а 70-80% детей, поступающих в первый класс, имеют отклонения в состоянии здоровья. Свыше 7 млн. детей находятся на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний, в том числе по поводу заболевания туберкулезом. Россия относится к числу стран с самой высокой распространенностью туберкулеза.
Рост тубинфицирования среди населения России, в том числе детей, диктует необходимость внедрения в процесс реабилитации тубинфицированных детей дошкольного возраста новых физкультурно-оздоровительных программ, учитывающих особенности физического развития и физической подготовленности таких детей.
В процессе экспериментальной работы нами была разработана учебная программа физического воспитания тубинфицированных детей дошкольного возраста и экспериментально обоснована эффективность её реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Также были выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективной реализации программы физического воспитания тубинфицированных детей дошкольного возраста в воспитательном процессе: активная позиция семьи в вопросах оздоровления детей дошкольного возраста; сотрудничество ДОУ и семьи в физкультурно-оздоровительной работе; участие всего педагогического коллектива, медицинских работников и администрации в оздоровительной работе; индивидуально-типологическая адресованность и соответствие программы физического воспитания возможностям и потребностям дошкольников; создание в ДОУ особого психолого-педагогического и бытового комфорта.
Рациональное сочетание предлагаемых в экспериментальной программе специфических и неспецифических средств физического воспитания способствует повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, уровня работоспособности, расширению их адаптационных возможностей.
Сейчас направление моей работы направленно на сохранение здоровья студенческой молодежи, что, на мой взгляд, является одной из трудных и приоритетных задач на всех этапах развития общества. Студентов отличают от всех других категорий населения особый социальный статус, специфические условия учебной деятельности, быта и образа жизни, делая эту группу чрезвычайно уязвимой в социальном плане и подверженной влиянию негативных факторов общественной жизни.
В связи с этим среди студентов растет заболеваемость, снижается уровень физической подготовленности, увеличивается численность студентов полностью освобожденных от практических занятий по состоянию здоровья. По данным Минздрава России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% – хронические заболевания.
Перед современной системой высшего образования ставится стратегически важная задача: создать необходимые условия для того, чтобы образование не только не ухудшало здоровье, но и способствовало его восстановлению, сохранению и укреплению. Моя работа направлена на то, чтобы внести свой вклад в решении этих задач.
– А кто еще из учёных занимается данной технологией? Есть известные методики?
– Сегодня в мире существует множество оздоровительных технологий, и о многих, уверена, вы наслышаны: дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н., Бутейко К.П., метод Кофлера–Лобановой–Лукьяновой, пролонгирующая гимнастика с произношением звуков, элементы йоги, гимнастика цигун, нетрадиционных виды гимнастики, методика Бубновского С.М., пилатес, оздоровительный бег и ходьба по методике К.Купера и Хоули Эдвард Т., Дон Френке Б., шейпинг, калланетика, аэробика различных видов (хай-импакт, роуп-скиппинга, слайд-аэробика, фитбол-аэробика, тераробика, танцевальная аэробика, степ-аэробика, акваэробика и д.р), оздоровительное плавание, лыжные прогулки, точечным массаж по Уманской А.А., психогимнастика Чистяковой М.И., кроссфит, различные комплексы упражнений для укрепление осанки и другие, их очень много.
Например, дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. полезна всем и в любом возрасте при частых простудах и ОРЗ. Улучшая общие обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм.
Другую методику, современный кроссфит, можно описать как программу тренировок, состоящую из «постоянно варьирующихся функциональных упражнений высокой интенсивности», направленных на усиление выносливости организма, силы, гибкости, скорости, координации, а также улучшение работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, быстрота адаптации к смене нагрузок и др. Программа тренировки по кроссфит-методике подходит для людей различного уровня подготовки.
– Как применяются здоровьесберегающие технологии в Елабужском институте?
– В нашем вузе созданы все условия для решения данной задачи. Здесь прекрасная спортивная база для оздоровления студентов и сотрудников: физкультурно-спортивный комплекс, тренажерный зал, парк, спортивно-оздоровительный лагерь “Буревестник”, открытые площадки. Студенты ежегодно в обязательном порядке проходят диспансеризацию, на основе которой строятся учебно-тренировочные занятия студентов по физической культуре. Коллективом факультета физической культуры ведется активная спортивная работа. Ежегодно проводятся вузовские соревнования по легкой атлетике, волейболу, пауэрлифтингу, футболу, плаванию, шахматы, лыжным гонкам. Работают спортивные секции по легкой атлетике, баскетболу, волейболу, боксу, пауэрлифтингу, футболу, лыжным гонкам, гиревому спорту.
Исходя из вышесказанного: несмотря на то, что студенту чрезвычайно важно прилежно учиться и успешно окончить вуз, не менее важная задача – научиться беречь свое здоровье. А для этого нужно просто обратить внимание на то, что предлагают опытные наставники: пилатес, оздоровительный бег и ходьба, калланетика, аэробика, оздоровительное плавание, лыжные прогулки… выбирайте и оздоравливайтесь!