Глядя на «Старую Москву», сохранять старую Елабугу - ЗУР: Звезды. Увлечения. Рецепты
 Общество > Главное

Глядя на «Старую Москву», сохранять старую Елабугу

IMG_6106

Приветствуя гостей, генеральный директор ЕГМЗ Гульзада Руденко поделилась своими впечатлениями о новой выставке, отметив, какую невероятно теплую атмосферу она создает.

— Мы эти выставки делаем в первую очередь для того, чтобы к тем предметам, тем произведениям искусства, которые мы экспонируем совместно с музеями России, прикоснулись жители Елабуги, студенты, учащиеся школ, — сказала Гульзада Ракиповна. — Благодаря таким выставкам, как эта, дом № 24 на улице Казанской — Выставочный зал ЕГМЗ — становится местом встречи елабужан. Да, мы приводим большое количество туристов на наши выставки. Но прежде всего они для Елабуги, для елабужан. Это наше желание, чтобы сюда приходило как можно больше наших деток, школьников.

Поблагодарила музейщиков за просветительскую работу заместитель главы ЕМР Зульфия Сунгатуллина, а елабужанам она посоветовала не упустить эту возможность и непременно ознакомиться с замечательной экспозицией, ставшей настоящим подарком жителям нашего города.

К слову, это уже третий совместный выставочный проект двух музеев.

О художнике, с которым был знаком лично, об истории создания «Старой Москвы» рассказал директор государственного музея им. А. С. Пушкина Евгений Богатырев.

— Евгений Иванович Куманьков — Народный художник России, один из крупнейших художников второй половины XX века. Человек необыкновенно талантливый. Смотря на эти картины, вы, наверное, чувствуете и понимаете очень высокую степень его любви к истории, прежде всего к истории Москвы, патриотизма и чувства прекрасного.

Евгений Богатырев бывал в мастерской художника на Фрунзенской набережной. Там хранились не только картины, но и эскизы декораций.

— Он блестяще проявил себя еще в одной ипостаси — он был художником кино и театра. Был главным художником фильма Бондарчука «Война и мир». Это и прекрасные оперные постановки «Пиковой дамы» в Большом театре, прекрасные эскизы сохранились.

Однажды мастер сказал, что ему скоро исполнится 90 и он думает о будущем своих произведений.

— И тогда мы договорились, что сделаем выставку в нашем музее и покажем «Старую Москву». Потом была вторая выставка, посвященная творчеству Евгения Ивановича и его сына Антона, тоже прекрасного художника.

Большую коллекцию картин мастер отдал в дар музею им. А. С. Пушкина.

— Старые особняки Москвы, которые и составляли основное ядро застройки старой прекрасной Москвы, о которой мы с вами знаем из произведений Гоголя, Чехова, Аксакова, Гиляровского, Нагибина. Но произведения литературы, даже самые блестящие, это одно, а вот оставить для потомков, как выглядела Москва тех послевоенных лет… Евгений Иванович поставил перед собой задачу, и это было его сокровенное… Когда у него находилась свободная минутка, он брал мольберт и шел к какому-то месту в старой Москве и писал его. Как он рассказывал, иногда приходил туда спустя месяц-два, и это место уже было невозможно узнать, потому что там или начиналось строительство, или проходила новая дорога. Старая Москва исчезала у него на глазах… Я не могу сказать, плохо это или хорошо. Это всегда так, потому что это — развитие любого крупного столичного города. Но Москву-то мы знаем и любим вот такой, какую мы видим ее с полотен Евгения Ивановича Куманькова. Но любить ее, понимая, за что нужно любить, можно только увидев сегодня вот эти прекрасные удивительные работы. Евгений Иванович в них вложил душу, потому что это была его миссия, и он ее выполнил. Эту свою коллекцию он решил не дробить, не раздавать. Он бы мог очень быстро и за немалые деньги ее распродать. Но не стал этого делать, передал в наш музей. Это один из самых крупных даров, который мы получили в последнее время. Только музеи в состоянии сохранять то наследие, которое мы представляем вам сегодня. Это наша миссия, и эту миссию мы выполняем, прекрасно осознавая, что для нас и наших потомков это абсолютно бесценные произведения искусства.

И я очень рад, что эта выставка здесь, потому что она еще и как некое назидание. Если мы смотрим сегодня на эти работы и понимаем, что такой Москвы, которую видел Евгений Иванович в 50–60-е годы, мы уже никогда не увидим, то, слава Богу, в Елабуге мы сегодня можем увидеть тот город, который видели наши деды и прадеды в XIX веке. И это прекрасно!

В интервью нашей газете Евгений Богатырев, который, к слову, приехал в Елабугу уже в шестой раз, сказал очень важное:

— С картин Евгения Ивановича Куманькова на вас смотрит Москва, которой сегодня уже нет… Дорогие елабужане, сохраняйте как можете свой прекрасный, старинный, своеобразный город! Потому что то, что будет разрушено, потом уже никогда никакими силами и возможностями нельзя будет восстановить. В своеобразии вашего города мы чувствуем ту настоящую Россию, которую знаем по произведениям великих русских писателей, по полотнам великих русских художников. Но одно дело, когда мы это видим в интерпретации художника, а другое дело, когда вы ступаете по улицам, видите дома, пространства города, который, к счастью, прекрасно сохранился и который нужно беречь.

Музыкальным подарком в этот вечер стало выступление вокального коллектива «Элегия». А студент колледжа культуры и искусств Ильнур Габдрахманов так исполнил песни из репертуара Муслима Магомаева, что на лицах гостей появились счастливые улыбки.

Для участников торжества провели первую экскурсию по экспозиции, на которой представлены 55 картин. Выставка продлится до конца февраля.

Елена Петрова