«Надо быть в душе ребенком и уметь уходить в мир детства» - ЗУР: Звезды. Увлечения. Рецепты
 Общество

«Надо быть в душе ребенком и уметь уходить в мир детства»

Ее родители видели в ней бу­дущего успешного врача, а она… А она рассаживала своих кукол поудобнее и начинала учить их уму-разуму. Очень уж любила эта маленькая девочка представлять себя учительницей. Став постарше, она перенесла свою любимую заба­ву во двор: стала играть «в школу» с подругами. А еще чуть позже с ув­лечением «обучала» свою родную бабушку. Бывало, посадит ее перед собой и давай «воспитывать». Так что решение свою жизнь посвятить педагогике и желание связать свою судьбу с детьми пришли к ней не спонтанно, а вполне осознанно. Как вспоминает сама героиня матери­ала, «где-то с 7-го класса» она уже точно знала, что пойдет не «в мед, а в пед». Так оно и случилось. К вели­кой радости сегодняшних мальчи­шек и девчонок, а также их родите­лей. Венера Валиханова (собствен­но, она и есть та самая «маленькая девочка») уже 16 лет в педагогике, 6 из которых работает с дошколя­тами в ДОУ №1 «Дюймовочка». Че­рез два дня эта милейшая женщи­на вместе со своими коллегами бу­дет принимать поздравления по случаю своего профессионально­го праздника. 27 сентября — День Воспитателя. А незадолго до этого дня во время «тихого часа» (а когда же еще?) корреспонденту «ВЕ» уда­лось с ней пообщаться.

— Венера Нуриахметовна, примите поздравления по слу­чаю начала нового учебного го­да и по случаю Дня Воспитате­ля. Пользуясь моментом, что бы Вы пожелали себе и своим кол­легам?

— Спасибо за поздравле­ние. Пусть год для всех нас бу­дет удачным. Хочется, чтобы все творческие планы воплотились, чтобы как можно меньше было подводных камней, которые пре­пятствуют работе педагога в реа­лизации задуманного.

— Пусть так и будет. Венера Нуриахметовна, какое образо­вание Вы получили в свое вре­мя?

— После десятого класса я по­ступила в Елабужский пединсти­тут на филологический факультет. 10 лет проработала в школе. Но в силу определенных обстоятельств я начала работать в детском саду. Уже работая здесь, получила до­полнительное образование — до­школьного работника. Без него ни­как. Что касается такого перехода, то ничуть об этом не жалею.

— Сможете объяснить раз­ницу между работой со школь­никами и малышами?

— В садике мне нравится больше, поскольку детки отлича­ются от школьников своей непо­средственностью. Если ученики могут где-то схитрить, слукавить, вывернуться ради хорошей оцен­ки, например, то у малышей таких «умений» нет. Они очень чистые, бесхитростные и настоящие. Дет­ки искренне тянутся к тебе.

Впрочем, это и неудивитель­но, что к Венере Нуриахметов­не тянутся. Она и сама очень ис­кренняя, открытая и доброжела­тельная. Никогда ни при каких об­стоятельствах не повысит голоса. Про таких, как Венера Валихано­ва, обычно говорят: располага­ет. Всегда выслушает. Всегда пой­мет. За успехи порадуется, если потребуется — пожурит. Настоя­щий Воспитатель! Профессионал с большой буквы!

— Я себя такой не считаю. У меня ведь не настолько большой опыт. Мне еще учиться и учить­ся. Благо есть у кого. Много вос­питателей с большим стажем ра­боты. Так что у них всегда мож­но перенять опыт работы и взять себе на вооружение что-то из их практики.

Невероятная скромность этого воспитателя, пожалуй, — еще од­на ее отличительная черта. Между тем Венере Валихановой, несмотря на ее, как ей кажется, небольшой опыт работы с дошколятами, есть чем хвалиться и гордиться. Два го­да назад она участвовала в муници­пальном конкурсе «Лучший воспи­татель» и по его результатам вошла в шестерку тех «самых-самых» по городу. А ведь на тот момент ста­жа у героини материала было еще меньше, чем сейчас. Но уже тогда мастер-классом, разработанным ею лично, заинтересовались кол­леги из других ДОУ. А ведь это то­же своего рода признание профма­стерства. Или же вот еще пример профессионализма. В ее портфо­лио хранятся дипломы об ее ре­зультативном участии с несколь­ких конкурсов разных уровней. В частности, Венера Валиханова по­бедила в конкурсе на выразитель­ное чтение стихов Габдуллы Тукая. И здесь Венера Валиханова удиви­ла коллег! Татарка по национально­сти, она выучила и рассказала наи­зусть стихотворение классика на… башкирском языке. Результат: 1 ме­сто! А уж сколько призовых наград у ее воспитанников-участников са­мых разных республиканских кон­курсов! Каждую такую победу она буквально «проживает» вместе с ними и очень искренне радуется успехам своих ребятишек. А горя­щие глаза детей при виде любимой «Венеры Ихиметовны» красноре­чивее любых признаний. Как это важно, когда твой сын или дочка ходят в садик с удовольствием. А так оно и будет, если его встречает улыбчивая «тетя».

— Как, по-Вашему, метод кнута или пряника более эф­фективный?

— (улыбается) Я считаю, надо сочетать и тот и другой методы. Доброта, отзывчивость, внимание по отношению к детям обязатель­ны. Но в то же время слишком мяг­кой быть тоже неправильно. При необходимости воспитателю стоит проявить и определенную настой­чивость, и твердость характера.

— У Вас есть пример или об­разец для подражания?

— Есть. Я до сих пор пом­ню уроки и мероприятия свое­го классного руководителя. Мо­лостова Елена Анатольевна вела у нас математику с 4 по 6 классы. Очень хорошая женщина и отлич­ный учитель. С тех пор прошло много времени, но я до сих пор помню ее уроки, перед глазами и сейчас она сама: всегда такая до­брая, понимающая. А уже здесь, в садике, мне очень многое в про­фессиональном плане дала Дени­сенко Наталья Евгеньевна. У нее было чему поучиться. Сто-о-оль­ко знаний, умений, навыков! К со­жалению, она сейчас не работа­ет в садике, мне ее очень не хва­тает. Она была не просто напар­ницей. Наставником! А еще мне очень повезло с младшей воспи­тательницей — Захаровой Лари­сой Павловной. Труд нянечек, как правило, недооценивают, а ведь зачастую они — правая рука вос­питателя. По крайней мере, в мо­ем случае точно. Лариса Павловна всегда поможет в работе с детьми.

— Вас любят дети, уважают родители и, думаю, ценят кол­леги. Как удается ладить со все­ми?

— (улыбается) Стараюсь. Конеч­но же, важно уметь находить под­ход ко всем. Ведь эти три состав­ляющие: ребенок-родитель-кол­лектив — звенья одной цепи. И если где-то в одном месте цепь порвется, то некомфортно будет и в остальном. Я такой человек, что буду переживать, если где-то что-то пойдет не так. Поэтому стараюсь избегать конфликтных, стрессовых ситуаций. Но, к сожалению, не всег­да все зависит от нас самих. Вот, на­пример, когда судьба нашего сади­ка висела на волоске, я очень пере­живала. А этот негатив отразился на моем здоровье… Переживаю, потому что очень люблю свою ра­боту.

— Тем не менее жизнь про­должается, и, к счастью, Вы по-прежнему на своем месте. Более того, встречаете и прово­жаете всех с улыбкой. Что или кто помогает Вам взять себя в руки?

— Конечно же, дети! Моя ра­бота с ними помогает мне забыть о каких-то неурядицах, проблемах, трудностях. Я словно живу в их ми­ре, мире Детства, таком беззабот­ном и счастливом. Вместе с ними я чувствую себя в душе ребенком.

Разумеется, Венера Валихано­ва, будучи аттестованным воспита­телем I высшей квалификационной категории, знает методы работы с дошколятами, учитывает их воз­растные особенности, проявляет выдержку и такт в общении с самы­ми разными родителями. Все это ей присуще, безусловно. Она же об­разованный, интеллигентный че­ловек. Но природой ей дано и не­что большее, чему в институтах не учат. Это нечто неуловимое на пер­вый взгляд, но такое важное! Се­ять то самое классическое «разум­ное, доброе, вечное» ей помогают, конечно же, безграничная любовь к детям и умение по-настоящему окунуться в их мир. С профессио­нальным праздником всех Воспи­тателей с большой буквы!