
В предыдущие годы художники обучались азам ткачества, керамики, изготовления бумаги ручного литья, другим видам изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Однако в этом году подобное обучение проводится более основательно. А те, кто ознакомятся с процессом не только теоретически, но и смогут выполнить качественные творческие работы, получат сертификаты международного образовательного мастер-класса по печатной графике.
Заслуженный художник РФ Сергей Горбачёв провёл показательный мастер-класс по гравюре на картоне, ориентированный в большей степени на преподавателей художественных школ, которые в дальнейшем смогут научить основам подобной графики своих воспитанников. В связи с этим он выбрал наиболее доступные материалы и инструменты.
Будущая печатная форма представляла собой небольшую прямоугольную картонку, покрытую вначале белым акрилом, а затем нитролаком. Без всякого предварительного эскиза Сергей Горбачёв прорезал канцелярским ножом на загрунтованной поверхности основные изображения — часть дома с окнами и стволы тополей, а затем подцепив белый красочный слой, снял его и получил места, которые при печати будут окрашены. Правда, не все. Ветви тополей он програвировал обычным заточенным на наждаке гвоздиком, вставленным в автоматический карандаш. Словом, очень скоро печатная доска оказалась готова.
Художник покрыл её коричневатым акрилом, куда предварительно добавил специальное средство, замедляющее высыхание красочного слоя. После этого он с помощью мастихина очистил загрунтованную часть доски, то есть те места, которые при печати должны остаться белыми. Для получения ровного оттиска Сергей Горбачёв поместил подготовленную форму и лист бумаги на предварительно размеченные места в картонной папке. Осталось только прокрутить колесо печатного станка и первый графический лист предстал перед собиравшимися.
Но это было ещё не всё. Закрасив точно такую же картонку жёлто-оранжевым цветом, наложив её на готовый оттиск и пропустив через станок, художник продемонстрировал, как можно выполнить цветную гравюру.
Следующую «доску» Сергей Горбачёв сделал иначе. Основанием для неё послужил даже не картон, а два склеенных листа плотной белой бумаги. Набросав очень схематичный эскиз — небо, горы, луга и лес, он стал готовить и наклеивать каждую часть изображения отдельно. Что-то из той же бумаги, а горы, например, из малярного скотча. Силуэты елей представляли собой треугольники, а в тех местах, которые при печати должны были остаться белыми, художник просто прорезал необходимые по форме сквозные отверстия. Положив на палитру параллельные полоски синей и жёлтой краски, он раскатал их валиком и нанёс на форму, получив при печати достаточно достоверный по цвету пейзаж. Особенно хороши оказались горы: заснеженные с рельефными складками и голубыми тенями.
Мастер-классы Заслуженного художника Республики Башкортостан Салавата Гилязетдинова оказались более сложными. И не только по содержанию, — ведь здесь присутствующие стали не только наблюдателями, но и участниками творческого процесса.
Первый мастер-класс предполагал создание печатной графики, но не тиражной, а единственного и неповторимого в своём роде экземпляра. При этом печать осуществлялась в несколько приёмов как на станке, так и с помощью валика, что позволяло сделать разные по плотности оттиски. Здесь также использовались различные материалы, позволявшие создавать необычные фактуры. Композиции печатной графики с применением смешанной техники носили в целом абстрактный характер с включением этнических знаков и символов.
Второй мастер-класс Салавата Гилязетдинова позволил всем желающим попробовать себя в линогравюре, сообщается на сайте ЕГМЗ.