
На скамье подсудимых оказались врач ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РТ» Раиса Гаска и администратор этого же бюро Оксана Большова. Первой вменяют статью «Мошенничество в крупном размере», второй – ту же статью плюс «Посредничество во взяточничестве».
По версии следствия, в течение нескольких лет Большова и Гаска брали деньги с людей, обращавшихся в бюро МСЭ за установлением либо продлением инвалидности, запугивая тех: дескать, не заплатите — ничего не выйдет, или же обещая ускорить процедуру получения статуса инвалида. При этом, полагает обвинение, дамы выбирали себе «клиентов». Имея доступ к базе с личными данными и диагнозами, делали интересное предложение только тем, кто наверняка получил бы инвалидность или перешел в бессрочный статус инвалида без их вмешательства. Заплатить предлагали от 80 до 180 тысяч рублей.
Как рассказала сегодня в суде одна из потерпевших по делу жительница Казани Рамзия Е., 3-ю группу инвалидности она получила после удаления одной почки в 2005 году. Через год инвалидности ее лишили, но в 2013-м самочувствие женщины сильно ухудшилось, она провела полгода в больнице, и вопрос об инвалидности встал снова. Пройдя обследование в Казани, Рамзия получила ту же 3-ю группу, но сроком всего на год. Тут-то на нее и вышла Оксана Большова, которая предложила «всего» за 160 тысяч рублей оформить ей бессрочную инвалидность, чтобы женщине не пришлось ежегодно мотаться по врачам, подтверждая свой статус. Подумав, Рамзия согласилась и заплатила требуемую сумму, тем не менее она вынуждена каждый год проходить врачебную комиссию и собирать справки.
– Я потребовала у Большовой вернуть деньги, ведь она не выполнила свое обещание, – заявила в суде Рамзия. – Когда она брала деньги, то говорила, что такая внушительная сумма нужна потому, что платить придется нескольким врачам.
– Большова говорила вам, каким именно врачам она собирается раздать полученные деньги? – уточнила представитель гособвинения, старший помощник прокурора Советского района Людмила Давыдова.
– Нет, имен она не называла, только говорила, что это врачи из комиссии ВТЭК, – ответила потерпевшая.
Другие потерпевшие, с которыми контактировала Оксана Большова, также не знают, каким именно врачам предназначались их кровные. Тем не менее в ходе следствия было установлено, что Большова действовала в связке с врачом Раисой Гаской.
Житель одного из районов республики Талгат Б., судя по материалам дела, заплатил Большовой в прошлом году 180 тысяч рублей (крупную сумму мужчина, по его словам, отдавал частями, ему пришлось влезть в долги). Успешно пройдя комиссию в Главном бюро МСЭ, позже рассказал об этом районному терапевту.
– А она мне и говорит: ну ты осел, Талгат! – простодушный рассказ потерпевшего вызвал улыбку у судьи. – Ты же, говорит, и так получил бы свою 3-ю бессрочную, зачем платил? Ну я понял, что надули меня, и попросил у Большовой деньги назад, а она ни в какую! Пришлось в органы обращаться.
Занять 160 тысяч рублей, чтобы отдать Оксане Большовой за бессрочный статус инвалида, вынужден был и онкобольной глухой мужчина, однако желаемого статуса не получил и ждет, когда ему вернут деньги, чтобы он смог рассчитаться с долгами. Сегодня этот потерпевший в суд прийти не смог, поскольку проходит курс лечения в Москве, его показания зачитывала гособвинитель.
Сами обвиняемые свою вину не признают. Сегодня они требовали не пускать журналистов в зал суда и старательно прятали лица от камер.